Почта
Карта сайта
Поиск по сайту
Поиск
Поиск

Радио "Благо" 102,3 FM

ON-LINE

Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья
Новости культуры и радио



    

"МУЗЕЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Алла Повелихина        историк искусства

Теория Мирового Всеединства и Органическое направление в русском авангарде ХХ века

Общей платформой мировоззрения и мироощущения художников и фотографов, чьи произведения находятсяв в коллекции "Музея Органической Культуры"
и представленны  в этой «Галерее» является восприятие мира, как целостной органической  структуры, в которой царят  Закон, Порядок и Становление.

Первая четверть ХХ века - время художественной революции в России. В 1910-х - 1920-х годах русские художники становятся пионерами во всеобщем движении культуры, а Россия - центром философско-религиозных и художественных идей. Изменения коснулись всей культуры начала ХХ века: философии, литературы, изобразительного искусства, музыки. Французское искусство: импрессионизм и кубизм, итальянский футуризм имели значение огромного внешнего толчка, но, затем русское искусство стало базироваться на других предпосылках, которыми в большей степени оказались свои собственные традиции народного искусства: лубка, вывески, вышивки, резьбы, игрушки, а также иконы. Уже в 1910-х годах художники России создали самостоятельные школы и направления. По их разнообразию русское искусство этого времени представляет необычайное явление.

К середине 1910-х годов в художественном авангарде выявились определенные тенденции: кубофутуризм, захвативший почти всех художников, лучизм Михаила Ларионова, супрематизм Казимира Малевича, материальная культура Владимира Татлина, аналитическое искусство Павла Филонова, позднее в Москве расцвел конструктивизм. В движении русского авангарда было еще направление, которое возможно квалифицировать как «органическое». Ключевыми фигурами этого направления были поэт и художник Елена Гуро и музыкант, композитор, художник, теоретик и исследователь искусства Михаил Матюшин. Органическое, природное начало было принципиальным ориентиром творчества художников Павла Мансурова, Петра Митурича, Бориса, Марии, Ксении, Георгия Эндеров, Николая Гринберга - учеников мастерской Матюшина в бывшей Академии Художеств (1918-1922), а затем его же учеников второго выпуска 1922-1926 годов.

Общей платформой, на основании которой можно объединить этих художников, является восприятие мира как Органического целого, мира без хаоса с динамической саморазвивающейся системой явлений, имеющих определенные законы, по которым суммируется все многообразие частей в единое целое.

Работы Матюшина, Эндеров, Митурича и др. предметно-беспредметны. Синтез видения, проникновение вглубь законов органики с целью уловить структуру ее форм, взаимодействие форм друг с другом, логику их развития, влияние свето-цветовой и звуковой среды деформируют привычный вид предметов. В «органической» пластике целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Каждая форма живет «покрываясь» общим движением света, цвета, массы, пространства. Предметы становятся «беспредметными» только по сравнению со старым устоявшимся видением и ни в коем случае не абстрактными. Форма, возникающая на холстах и бумаге, квалифицировалась Матюшиным как «новый пространственный реализм».

Среди художников органического направления творческий путь Матюшина необычен. Он предлагал и разрабатывал свою систему восприятия мира, которая отличалась цельностью и была построена на вере в развитие человеческих возможностей как тела, так и духа. Система была названа «ЗОР-ВЕД» (Зрение + Ведание). Расширенное смотрение».13 Она явилась основой работы Матюшина как профессора в Академии художеств в Петербурге (1918-1926), где он возглавил мастерскую «Пространственного реализма» и как руководителя Органического отдела (1923-1926) в Государственном институте Художественной Культуры, директором которого был его друг Казимир Малевич.

Вся работа отдела Органической культуры была направлена на опытное подтверждение наблюдений на природе. Здесь изучались средства художественного языка: форма, цвет, звук в системе нового подхода восприятия реальности.


Сайт
История
Программа
Архив mp3
Галерея живопись
Новости культуры
Галерея фотографии
Слушать радио
Благо Лавка
Благие дела
Благо Клуб
Наши враги
Наши друзья

© 2000-2015, Радио102,3 FM "БЛАГО". Свидетельство о регистрации СМИ Эл N 77-2694 от 10.04.2000 г. © Фонд "БЛАГО"

Спасибо: